Аналитические обзоры

Российское производство дрожжей: падение в начале 2016 года

сентябрь 2016

На протяжении последних пяти лет в нашей стране наблюдался стремительный рост производства дрожжей. Однако в первом квартале 2016 года рост сменился падением на 4% по сравнению с прошлогодними показателями. Одна из причин – сокращение реальных доходов населения, которое, вероятно, сохранится до конца 2016 года.
Дрожжи – необходимый компонент для производства хлеба и мучных кондитерских изделий, а также для производства кваса, пива и пивных напитков, спирта. Дрожжи используются как на пищевых предприятиях,
так и в сегменте HoReCa. Дрожжи распространяются и среди конечных потребителей в розничном канале продаж, однако эти объемы значительно уступают промышленному потреблению.
Российское производство дрожжей на протяжении последних лет показывало разнонаправленную динамику. Наиболее наглядно эта тенденция наблюдалась в 2015 году, когда практически в каждом месяце
динамика менялась на противоположную, однако в целом за год объем выпуска дрожжей вырос. В январе 2016 года было зафиксировано первое по-настоящему значительное падение производства дрожжей – на
27% по отношению к декабрю. В последующие месяцы наблюдался рост, однако он был недостаточно большим – совокупное падение объемов производства дрожжей за 4 месяца 2016 года составило 4% по сравнению с данными 2015 года. Объем производства дрожжей в апреле 2016 года в натуральном выражении сократился на 2%. Сокращение объемов производства дрожжей в России в начале 2016 года может быть вызвано уменьшением спроса со стороны сегмента HoReCa, вызванного продолжающейся тенденцией сокращения реальных доходов населения. По итогам первого квартала 2016 года показатель снизился на 3,9%,
потребители сокращают расходы на посещение предприятий oбщественного питания. Динамика производства дрожжей в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении вплоть до 2015 года, имея более выраженный рост. В 2016 году на фоне
сокращения объемов производства рынок в стоимостном выражении продолжил расти и увеличился на 36% по сравнению с данными 2015 года. Согласно данным исследования, проведенного специалистами
компании IndexBox, себестоимость производства продукта значительно выросла из-за подорожания сырья, ввозимого из-за рубежа, что отразилось на конечной стоимости и темпах роста производства.
Среди товарных категорий продукта основной объем по-прежнему приходится на дрожжи пекарные прессованные. В первом квартале 2016 года было произведено 21,3 тыс. тонн прессованных дрожжей, что
составляет 70% от совокупного объема производства в натуральном выражении. При этом доля выросла на 4% относительно 3–4 квартала 2015 года. Наличие структурных изменений производства дрожжей по
товарным категориям обусловлено переориентацией потребителей на более доступный вид изделий с точки зрения ценового фактора.
В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить ООО «Воронежские дрожжи» (Воронежская область), ООО «Саф-Нева» (несколько заводов в ЦФО), ОАО «КПП» (Санкт-Петербург), ОАО «Барнаульский дрожжевой завод» (Алтайский край). Все перечисленные компании являются крупнейшими производителями дрожжей в России.
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ: в первом квартале 2016 года там было произведено 13,7 тыс. тонн дрожжей, что составляет 45% от совокупного объема. На втором месте с долей 28% находится Приволжский федеральный округ, на третьем месте – Уральский федеральный округ с долей 24%. В совокупности на данные регионы
приходится 97% российского объема производства в 3-м квартале 2015 года, в то время как в первом квартале 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 93%. Также дрожжи производят в Северо-
Западном федеральном округе, однако его доля незначительна, в первом квартале 2016 года она сократилась на 4% до 3%. В настоящий момент внутренние цены на продукты питания в России продолжают расти. Это вызвано как ограничением импорта, так и ростом себестоимости из-за подорожания материально-технических ресурсов, сырья и заемных средств.
На фоне падения доходов населения, которое привело к сокращению потребительского спроса, предприятиям приходится снижать себестоимость продукции за счет использования дешевого и менее
качественного сырья. Однако падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам открывает перспективы повышения конкурентоспособности российской продукции не только на внутреннем, но и на внешних рынках. За последние годы прослеживается тенденция увеличения экспортных поставок продовольственных товаров. Отмечается развитие ряда рынков, имеющих существенный экспортный потенциал (рынки мяса птицы, кондитерских изделий, алкогольных напитков и др.). Министерство экономического развития России ожидает, что в период с 2016-го по 2018 год среднегодовой рост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции составит 104,5%.

По материалам www.indexbox.ru

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты