Аналитические обзоры

Хитрости и находки в индустрии здорового питания

Марина Кривель, консультант по маркетингу

Сегодня индустрия здорового питания переживает расцвет: количество приверженцев среди потребителей постоянно растёт, на смену принципу «зашить рот» пришёл лояльный подход «правильных» рецептов, а посетители тренажёрных залов подкрепляют физическую нагрузку «правильными» перекусами.

Производителям остаётся лишь следить за принципами модных диет и популярных спортивных тренировок, чтобы предлагать потребителям продукты, которые эффективно утоляют голод, содержат минимум калорий, но при этом обладают самыми полезными и питательными свойствами.

Основа для «правильных» перекусов

Диетологи рекомендуют использовать в качестве перекусов некоторые ягоды, фрукты и орехи. Из этих ингредиентов, в основном, и состоят снековые (или питательные) батончики.
В качестве основы для создания питательных снеков производители используют самые разные ингредиенты:
• мюсли – эту основу можно считать классикой, которая никогда не выходит из моды;
• орехи;
• овощи и фрукты (например, морковь, свёкла, томат, имбирь, яблоко, банан, курага, изюм и др.);
• крупы и семена (гречка, кукуруза, овсянка, полба, льняные семена, кунжут и др.).

В этом году мировые производители перекусов для здорового питания сделали ставку на использование ореховой основы в производстве снеков, и этому есть вполне рациональное объяснение.
Орехи входят в список наиболее эффективных природных антидепрессантов, которые улучшают настроение и стимулируют мозговую деятельность, а также наполняют организм полезными веществами. Орехи очень сытные: достаточно съесть небольшую горсть, чтобы на некоторое время избавиться от неприятного чувства голода. Это свойство давно взято на вооружение диетологами, и активно используется сегодня в индустрии здорового питания.

Король среди орехов

Начиная с 2016 года в европейских супермаркетах начался настоящий бум содержащих миндаль товаров. Ни в одной другой части света в тот год не было выведено в продажу столько новых миндальных продуктов. Этот феномен объясняется довольно просто: под влиянием зарождающейся популярности здорового питания активное развитие получило производство снеков.
В Европе миндаль стал такой же востребованной тенденцией, как «чистая этикетка», и он стал своего рода символом, гарантирующим естественное происхождение, натуральность и функциональность продукта питания, в котором содержится этот орех. Калифорнийцы, мировые поставщики миндаля, отмечают, что уже второй год подряд Европа становится основным потребителем этого суперпитательного ореха, и ни один континент не производит столько разнообразных продуктов питания на миндальной основе, как Европа.
Последние 15 лет этот орех использовался, в основном, как отдельная закуска или ингредиент в шоколаде, выпечке, мороженом, а также молочных продуктах и напитках. Благодаря активному развитию отрасли здорового питания, миндаль перестал занимать роль добавки, и сейчас мы наблюдаем, как формируется целая ниша функциональных продуктов и напитках, в которых миндаль играет не второстепенную, а главную роль.
Сегодня европейские производители снековых батончиков используют миндальную основу в самых разнообразных вариациях:
- солёную (с использованием морской соли),
- сладкую (с добавлением карамелизированного сахара),
- запечённую (используя дроблёный жареный орех),
- сырую (применяя молотый сырой миндаль).

Кроме того, в миндальную основу часто добавляют кокос, мяту, какао-бобы и другие популярные ингредиенты, с помощью которых снековая продукция выходит за пределы ЗОЖ и уверенно завоёвывает аудиторию HoReCa, проникает в сферу детского питания и становится полноценным и востребованным элементом корпоративной культуры многих прогрессивных компаний.

Растительная альтернатива молоку

Миндаль стал одним из самых популярных ингредиентов не только в индустрии снеков, но и у производителей напитков, делающих ставку на псевдомолочные продукты. Миндальное молоко в 2017 году опередило по популярности даже сою, на долю которой приходится 22% всех мировых продуктов растительного происхождения.
Изначально псевдомолочные продукты создавались для узкой и специфической ниши – веганов и вегетарианцев. Позже эти продукты открыли для себя потребители, которые имеют медицинские ограничения на употребление молока.
Популярность этих напитков не связана ни с хитрыми и тщательно спланированными маркетинговыми шагами мировых производителей, ни с набирающей популярность культурой здорового питания. Скорее всего, объяснение этого явления стоит искать в психологическом восприятии потребителей:
- во-первых, для человека молоко само по себе является естественным продуктом, которое ребенок получает с самого рождения. Поэтому психологическая потребность в молоке на уровне подсознания может преследовать человека всю оставшуюся жизнь, даже если это противоречит его сформировавшимся жизненным принципам.
- во-вторых, запретный плод сладок, поэтому потребление псевдомолочных напитков даёт потребителю иллюзию нарушения запрета, но при этом не в ущерб здоровью (при медицинских ограничениях), и не вопреки совести и принципам (при их наличии).
Кроме миндального молока псевдомолочные напитки могут основываться на сое, крупах (например, рис и овёс), семенах (в Европе особенно популярны энергетические напитки на основе семян конопли) и других растительных компонентах, которые при настаивании дают белый мутный осадок, визуально очень похожий на молоко. Благодаря этому внешнему сходству такие напитки неожиданно для всех стали не просто альтернативой, а достойной конкуренцией молочным продуктам.
Сегодня на российском рынке можно встретить миндальное молоко в чистом виде. Встречаются и некоторые удивительные по вкусу коктейли, например:
- миндальное молоко, финик, мята, шпинат и укроп;
- миндальное молоко, финик и кофе.

Что делать тем, кому нельзя орехи

Многие производители, разрабатывая новую линейку питательных снеков, не учитывают тот факт, что орехи – это сильный аллерген, который способен вызвать серьёзные осложнения у чувствительных к продукту потребителей. Как результат – сегодня существует большая группа потребителей, которая хочет, но по ряду серьёзных причин не может употреблять такие продукты.

Что же делать тем, кто любит ореховый вкус, но опасается аллергической реакции на содержащие орехи продукты?

Мировые производители снековых супербатончиков для здорового питания несколько нет назад всерьёз задумались над поиском достойной альтернативы ореховым основам. Стояла непростая задача – нужно было создать иллюзию присутствия орехов, но при этом полностью исключить их из состава снекового батончика.
Добиться желаемого удалось с помощью … гречки и какао-бобов. Опытным путём технологам Германии удалось создать массу из молотой гречневой крупы и тёртых какао-бобов, которая по вкусу и внешнему виду очень напоминает ореховую смесь. Такое открытие позволило производителям разных отраслей пищевой промышленности усовершенствовать свои продуктовые линейки, и тем самым существенно расширить свою потребительскую аудиторию: снековые батончики из гречи вошли в сферу детского питания также уверенно, как и в перечень диетических товаров.

Почему именно гречка?

По своим питательным и полезным свойствам гречку можно считать своего рода суперпродуктом. Она способствует нормализации пищеварения, отлично утоляет голод, хорошо усваивается, содержит фолиевую кислоту, аминокислоты, полезные витамины и микроэлементы. Гречку заслуженно считают царицей круп, и большинство диетических рационов основано именно на этой каше.
В России именно гречку охотно употребляют дети, взрослые и пожилые люди. Несмотря на иностранное происхождение, эта крупа стала естественной и востребованной культурой в сельском хозяйстве нашей страны.
Стоит отметить, что в Западной Европе, США и многих других странах мира гречка воспринимается как нечто экзотическое и непонятное. Поэтому если Вы планируете покорить мировые рынки «правильными» снеками с акцентом на российское происхождение, то при формировании УТП стоит обратить внимание именно на эту крупу.

Где искать обогащающие ингредиенты для здоровых снеков?

Суперфуды – это растительные продукты, которые содержат в своём составе высокую концентрацию полезных веществ (например, белков, антиоксидантов, витаминов и др.). Как правило, в эту категорию попадают ягоды, водоросли, грибы, которые активно используются в качестве самостоятельных БАД, а также как компонент, обогащающий снековые батончики и другие продукты диетического питания.
Среди заморских «суперпродуктов» особой популярностью сегодня пользуются ягоды годжи и асаи, спирулина, физалис, какао-бобы, семена чиа, крупа киноа, растение мака, чай матча и другие.
Всем понятно, что использование в производстве импортируемых ингредиентов сказывается на себестоимости и рентабельности такого продукта. Кроме того, в условиях нестабильного курса валюты производители несут дополнительные риски, которые могут в любой момент положить крест на выпуске целой линейки продуктов, в состав которой входят экзотические суперфуды.

Ставка на импортозамещение

Довольно часто стремление некоторых российских производителей подражать западным коллегам настолько велико, что они слепо следуют чужим изобретениям и не замечают потенциала и возможностей, которые в буквальном смысле растут у них под носом.
Россия – это страна с удивительным природным богатством. И если хорошо присмотреться, то можно найти не менее полезные и ценные суперфуды, произрастающие в самых разных уголках нашей страны. Сегодня интерес российских потребителей к природным дарам той же Сибири вполне может конкурировать со спросом на экзотику. Важное отличие заключается в том, что отечественные ингредиенты дают производителям самое важное – стабильность в поставках и постоянство в цене. Это позволяет более точно прогнозировать объёмы выпускаемой продукции и вести эффективную маркетингово-сбытовую политику.
Среди отечественных суперфудов особого внимания заслуживают шелковица, морошка, облепиха, шиповник, клюква, семена льна, гречневая крупа, бузина, жимолость, черноплодная рябина, чёрная смородина, гриб чага и другие.
Перечисленные ингредиенты станут отличным функциональным дополнением к питательным снековым батончикам. Нет сомнений, что такие продукты найдут свою нишу на российском рынке и имеют все шансы для организации экспортных поставок.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2018 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты