Аналитические обзоры

Растительное мясо на российском рынке

сентябрь 2020 года

В мире спрос на альтернативные мясные продукты растет, глобальный рынок растительного мяса увеличивается каждый год. По данным исследования «Эфко», Московской биржи и J’son&Partners Consulting, объем мирового рынка растительного мяса к 2025 году достигнет 27,9 млрд долл.

Основные регионы, где развивается производство растительного мяса, – Европа и Северная Америка. Так, аналитики MarketWatch в октябре 2019 года оценивали объем рынка растительных заменителей мяса в США в 2,4 млрд долл.
Круг приверженцев альтернативной мясной продукции в западных странах расширяется. При общем росте потребления натурального мяса в мире в некоторых группах населения европейских стран и США наблюдается противоположная тенденция: люди стараются реже есть продукты животного происхождения. Среди них быстро растет спрос на аналоги мяса из растительного сырья. Так, по данным центра финансовых исследований Finder, 41% британцев сокращают потребление мяса и переходят на альтернативную мясную продукцию, еще 13% намерены сократить потребление животного мяса в ближайший год.
В России спрос на растительные заменители мяса, пока только формируется. Но согласно некоторым исследованиям, более 50% жителей России уже готовы потреблять растительные аналоги мяса. Так, гастрономический проект «Едим лучше» и многопрофильный аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в январе 2020 года провели исследование, чтобы узнать, как жители России воспринимают аналоги мяса, изготовленные из растительного сырья. Результаты опубликованы на сайте НАФИ.
Как показало исследование, более половины населения страны (54%) готово включать заменители мяса в свой рацион, 10% уже употребляют их в пищу, а 12% хотят их попробовать. Альтернативные продукты особенно популярны в молодежной среде: в возрастной группе до 24 лет аналоги мяса из растительных протеинов употребляет 24% опрошенных. 69% респондентов 18–24 лет и 60% респондентов 25–34 лет заявили о своей готовности включить их в повседневный рацион. В то же время участники исследования старше 45 лет скептически относятся к растительным заменителям мяса.
Привлекательность аналогов мяса в глазах потребителя во многом определяет то, что написано на упаковке. 40% наших соотечественников купят продукт, если увидят на упаковке надпись «диетический»; 28% выберут товар, который позиционируется как «постный»; 23% охотно приобретут продукцию «растительного происхождения»; 17% остановят свой взгляд на определении «веганский», а 12% – на неологизме «безмясной».
Исследователи отмечают, что 17% респондентов снизили потребление продуктов животного происхождения в течение трех месяцев, предшествовавших опросу. В 69% случаев уровень их потребления оставался неизменным, а 11% опрошенных в последнее время стали есть больше натурального мяса.
Сторонники отказа от продукции животноводства связывают свою позицию с сохранением экологического равновесия на планете и принципами гуманизма. Некоторых беспокоит вред для здоровья от воздействия гормонов роста и антибиотиков, которые используются при выращивании скота и птицы.
В России потребление мяса с 2013 года остается стабильно высоким: 73–75 кг на душу населения в год. Заменители только появляются на рынке – преимущественно в заведениях сегмента HoReCa.
В прошлом году растительные аналоги мяса появились в сетях общепита (ресторанах White Rabbit Family, блинных «Едим лучше» и некоторых других). Например, в сети «Теремок» в меню появились растительные котлеты Beyond Meat. Но после начала кризиса и девальвации рубля сеть «Теремок» отказалась от Beyond Meat. Решение в условиях текущего кризиса неудивительно: даже такие гиганты, как McDonald’s, во время ограничений в связи с COVID-19 и падения спроса работали с сокращенным меню. В результате Beyond Meat фактически исчез из массового ресторанного сегмента.
В нашей стране развитием технологий производства растительного мяса пока занимаются несколько десятков компаний, например, стартап Greenwise, «Кукуйка», «ВЕГО», «Вегановъ», «Высший вкус». Также линии производства альтернативной продукции запустили некоторые известные отечественные мясопереработчики: например, Наро-Фоминский мясокомбинат и «Окраина».
Рынок растительных аналогов мяса привлекает крупные российские пищевые компании. Так, крупнейший игрок российского масложирового рынка ГК «Эфко» вложила 100 млн рублей в разработку продукта – растительного мяса, который должен появиться в продаже осенью и будет конкурировать в том числе с Beyond Meat. Продукт разработан на базе входящего в «Эфко» центра «Бирюч-НТ», где создан белок на основе сои. Мощность пилотной линии – 500 кг в месяц. Первые продажи планируется начать в сентябре. В массовую продажу, в том числе в рознице, растительные котлеты «Эфко» должны поступить в 2021 году.
«Эфко» может стать первой крупной российской компанией, вышедшей на рынок растительных заменителей мяса. Среди самых известных в сегменте – американская Beyond Meat, продукция которой, в частности, реализуется в «Азбуке вкуса» и «Перекрестке» по цене около 1 тыс. рублей за упаковку из двух котлет. Высокую цену эксперты называют основным препятствием для развития марки.
Растительные котлеты «Эфко» нельзя сравнивать с Beyond Meat, где нет сои, – это продукция для разной аудитории. Зато продукт «Эфко», как считают в компании, будет в пять-семь раз дешевле Beyond Meat.
Среди факторов, которые будут влиять на рост популярности мясных продуктов растительного происхождения в нашей стране, – цена, вкус, удовлетворение потребности в ЗОЖ, наличие продуктов в ресторанах быстрого питания. Когда значительная часть потребителей распробует растительные продукты, то спрос вырастет, и производители смогут массово предлагать ритейлерам альтернативное растительное мясо для включения в домашнее меню.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты