Аналитические обзоры

Мировой рынок пробиотиков: стабильный рост

май 2022 года

Глобальный рынок пробиотиков стремительно растет. В Китае – лидере мирового рынка – наблюдается бум спроса на пробиотические продукты и добавки. Потребители сегодня хотят получить в продуктах и напитках дополнительные функциональные ингредиенты, которые могут улучшить их здоровье.

Осознание населением важности здоровья кишечника для хорошего самочувствия всего организма стало мощным драйвером роста глобального рынка пробиотиков. Проблемы с расстройствами пищеварения актуальны во всем мире, и обусловлены они, как правило, не проблемами качества продуктов питания. Большую роль здесь играет изменение образа жизни современного потребителя в сочетании с трансформацией пищевых привычек. Потребители стремятся поддержать здоровье своего кишечника с помощью функциональных продуктов, поэтому спрос на пробиотики стремительно растет.
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, термин пробиотики (англ. probiotics) означает «апатогенные для человека бактерии, обладающие антагонистической активностью в отношении патогенных и условно патогенных бактерий и обеспечивающие восстановление нормальной микрофлоры». Т.е. пробиотики – это живые микроорганизмы, оказывающие положительное влияние на состояние здоровья человека (хозяина) при введении в адекватных количествах.
Пробиотики в первую очередь ассоциируются с йогуртом или кефиром, которые часто используются для поддержки пищеварения, но сегодня они входят в широкий спектр продуктов – от хлопьев до соков.

Основные игроки рынка

По оценке экспертов, глобальный рынок пробиотиков – один из наиболее быстрорастущих на пищевом рынке. По данным Coherent Market Insights, мировой рынок пробиотиков ближайшие пять лет будет расти в среднем на 6,8% ежегодно и в 2027 году рынок превысит 80 млрд долл. Сегмент пробиотических добавок, по оценке Euromonitor International, составил 7 млрд долл. в 2022 году. Поколение X и беби-бумеры – ключевые потребители таких добавок в настоящее время. Йогурты являются доминирующей формой потребления пробиотиков в мире. На этот сегмент приходится около 75% от розничной стоимости продаж.
Рынок пробиотиков еще далек до насыщения. Специалисты Coherent Market Insights прогнозируют, что пробиотики уже в ближайшем будущем будут активнее использоваться в таких продуктах, как выпечка, сыры, шоколад и колбасы, – и это откроет новые возможности для развития рынка.
По данным компании Mintel, в Азиатско-Тихоокеанском регионе количество запусков продуктов с заявлениями о пользе для пищеварения выросло на 23% в период с 2016 по 2021 год. В 2020 году Китай превзошел США и Европу и стал ведущим мировым рынком продаж пробиотических йогуртов и пищевых добавок.
В Европе продажи пробиотических добавок, пробиотических йогуртов и кисломолочных продуктов в 2019 году достигли 10,2 млрд долл., и на этот регион приходится почти треть мирового потребления пробиотических добавок. По данным Mordor Intelligence, в Северной Америке, где на рынке пробиотиков доминируют США, ожидается, что к 2024 году рынок пробиотиков достигнет 14,28 млрд долл. (13,01 млрд евро).
Компания Kingpin Market Research в докладе «Global Probiotic Market 2022» среди основных игроков мирового рынка пробиотиков назвала компании Chr. Hansen Holding A/S; E. I. Dupont De Nemours and Company; Groupe Danone; Nestle SA; Biogaia AB; Yakult Honsha Co., Ltd.; Probiotics International Limited; Probi AB; Lifeway Foods Incorporation; Nebraska Cultures Incorporation.

Тенденции рынка

Рост спроса на пробиотические продукты и добавки стимулирует производителей расширять сферу применения и создавать новые продукты. Научные исследования последних лет доказали связь между здоровьем кишечника, которое поддерживается пробиотиками, и состоянием других органов, включая мозг, легкие и кожу. Микробиота кишечника влияет на широкий спектр проблем со здоровьем и, как было показано, а также помогает справиться с воспалением и улучшить иммунитет.
Последствия Covid-19 все еще свежи в памяти, и мировые производители получили возможность воспользоваться преимуществами, которые пробиотики могут обеспечить для здоровья человека. Поэтому спрос на пробиотические продукты растет. Исследование Mintel показало, что почти трое из пяти взрослых американцев ищут продукты, которые способствуют улучшению здоровья кишечника или микробиому. Исследование службы экономических исследований Министерства сельского хозяйства США показало, что годовое потребление йогуртов американцами увеличилось с 13,4 фунтов (6,08 кг) в 2010 году до 13,8 фунтов (6,26 кг) в 2021 году.
Осведомленность о связи между пробиотиками, здоровьем кишечника и общим самочувствием человека растет, но у рынка все еще есть потенциал для роста, если компании будут еще больше информировать потребителей о преимуществах пробиотиков. Опрос датского производителя ингредиентов Chr. Hansen показал, что в 16 странах 48% респондентов потребляли пробиотики ежедневно или почти ежедневно. Из опрошенных 71% были заинтересованы в дальнейшем изучении преимуществ пробиотиков и в настоящее время в основном полагались на упаковку и онлайн-ресурсы для углубления своих знаний.
В Европе, где Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (EFSA) заняло жесткую позицию в отношении заявлений о пользе для здоровья на этикетках, многие потребители ищут альтернативные источники информации, которые помогут им принять решение о покупке. Это дает производителям возможность обучать потребителей и стимулировать интерес к своей продукции.
В то же время рост рынка пробиотиков нельзя назвать беспроблемным. Доступность различных заменителей с аналогичными функциями, такими как улучшение иммунного ответа и оздоровление пищеварительной системы, сдерживает его. Более того, аналитики утверждают, что если прекратится активная реклама пробиотических продуктов, то осведомленность о них и их преимуществах будет снижаться, что также негативно скажется на росте этого сектора.
Согласно исследованию Coherent Market Insights, ключевой тенденцией рынка пробиотиков является рост масштабов использования лактобактерий в качестве добавки к йогурту и молочным продуктам. Они повышают усвояемость полезных веществ, минимизируют риск некоторых заболеваний, например, кислотного рефлюкса. Кроме того, лактобактериальные культуры улучшают текстуру йогуртов и подслащают их. Как итог, штаммы лактобацилл пользуются огромным спросом в молочной промышленности, тем самым подстегивая рост рынка пробиотиков.
Еще одна важная тенденция этого сегмента – активное установление партнерских отношений и заключение соглашений между крупными производителями. В частности, в рамках партнерства компании организуют совместные исследования в области микроэкологии кишечника, разрабатывают новые пробиотические комплексы и исследуют новые возможности для их использования.
Стремительный рост спроса на пищевые продукты питания в сочетании с перебоями в цепочках поставок, вызванными пандемическими ограничениями, привел к неспособности многих производителей и поставщиков поддерживать адекватный объем предложения. Однако эксперты ожидают, что растущий спрос на пробиотики как средство повышения иммунитета во время пандемии стабилизирует темпы роста этого рынка. Причем, как предполагается, ключевую роль в этом сыграет пожилое население, которое и без того отличается низким уровнем здоровья, а на фоне коронакризиса оказалось в еще более сложных условиях.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты