Аналитические обзоры

Российский рынок маргарина: рост производства и экспорта

март 2023 года

Маргарин – один из основных ингредиентов в производстве хлебопекарных и мучных кондитерских изделий. На протяжении последних лет наблюдается устойчивая положительная динамика развития российского экспорта маргарина, что позволило России войти в десятку крупнейших мировых экспортеров данной продукции.

Российский рынок маргарина стабилен. По данным Федерального центра развития экспорта продукции агропромышленного комплекса (ФГБУ «Агроэкспорт») при Минсельхозе РФ, уровень самообеспеченности маргарином в нашей стране по итогам 2020 года составил 81,8% (против 87,3% в 2016 году). Потребление маргарина на душу населения в России в 2020 году составило 1,7 кг/чел. Однако для российского рынка маргарина в последние годы была характерна тенденция к снижению объемов потребления.
Производство маргарина в России растет – по данным «Агроэкспорта», в 2021 году оно увеличилось на 3,7% по отношению к показателям 2020 года. В январе – июле 2022 года было выпущено 242,4 тыс. тонн маргарина, что на 4,8% больше, чем за тот же период 2021 года.
В 2020 году в стране наблюдалась отрицательная динамика производства маргарина – российскими предприятиями было выпущено 437,7 тыс. тонн маргарина, что на 3,0% ниже уровня предыдущего года. Но на следующий год ситуация выправилась – производство пошло в рост.
В числе крупнейших российских производителей маргарина можно выделить АО «Жировой комбинат» (ГК «Русагро»), ООО «Иркутский масложиркомбинат» (ГК «Янта»), АО «Казанский жировой комбинат» (АО «Нэфис-Биопродукт»), а также предприятия, входящие в состав ГК «Благо», ГК «НМЖК» и ГК «ЭФКО».
Начиная с 2016 года Россия ежегодно наращивала экспорт маргариновой продукции на 12–14% и на сегодняшний день входит в десятку ведущих экспортеров мира.
Экспорт российского маргарина в 2022 году по сравнению с 2021 годом вырос на 36%, до 390 тыс. тонн. Ключевыми направлениями сбыта маргарина являются, в первую очередь, страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Таджикистан) – рынки, которые характеризуются устойчивым спросом на российскую продукцию. Основные покупатели — традиционно государства Центральной Азии, следует из материалов ФГБУ «Агроэкспорт».
По итогам 2022 года лидерство среди импортеров сохранил Узбекистан, нарастивший ввоз российского маргарина на 65% (до 104 тыс. тонн) в физическом выражении и на 87% в денежном. Второе место, как и годом ранее, занимает Казахстан, увеличивший физический объем закупок на 20% до 66 тыс. тонн, а стоимостной – на 77%. На третьем месте находится Туркменистан: экспорт маргарина в эту страну за год увеличился на 45% (до 34 тыс. тонн), а выручка – на 72%. Также в топ-5 покупателей вошли Афганистан (32 тыс. тонн, в 6,7 раза больше) и Таджикистан (31 тыс. тонн, +13%).
Хотя основными потребителями российского маргарина являются страны ближнего зарубежья – Казахстан, Узбекистан, Беларусь и Украина, наша страна также начала экспорт в Монголию, Сербию, Китай и другие страны. В 2022 году впервые российский маргарин был отправлен в Иорданию, Ливан, Сомали, Джибути, Палестину, Ирак.
По данным Масложирового союза России, российская продукция высоко ценится за рубежом за качество и экологичность. В ближайшее время отечественные производители увеличат объемы экспорта масложировой продукции на растущие рынки азиатских стран, которые проявляют к ней активный интерес.
Группа «ЭФКО», поставляющая специализированные жиры и маргарины почти в 20 стран мира, в 2022 году увеличила экспорт маргариновой продукции на 11% в сравнении с данными 2021 года, а прирост стоимости составил 40%. Нарастили закупки маргаринов «ЭФКО» страны ближнего зарубежья: объем экспорта в 2022 году в Узбекистан вырос на 65%, Казахстан – 31%, Азербайджан – 20%, Таджикистан – 13%. Прирост демонстрирует и Монголия – 20% по сравнению с 2021 годом, сообщили в компании.
По заявлению компании, масложировой бизнес ГК «Русагро» продолжает удерживать лидерские позиции в России по продажам за рубеж твердых жиров. В 2022 году компания увеличила экспортные отгрузки маргарина и спредов. Наиболее значительно выросли объемы продаж в Азербайджан (+215%), Туркменистан (+6%), Молдову (+25%). Также был выведен маргарин ГК «Русагро» на рынок Грузии и налажены стабильные поставки в эту страну. В 2022 году «Русагро Масло» вышло в новую высокомаржинальную, растущую категорию спредов. Продукт был впервые отгружен в Объединенные Арабские Эмираты, Грузию, Турцию. Об этом рассказали в пресс-службе компании. В 2023 году компания намерена продолжить географическую экспансию. Стратегия развития экспортных отгрузок «Русагро Масло» предполагает удвоение их объемов в ближайшие семь лет. Будет расширена география зарубежных поставок за счет рынков ОАЭ, стран Северной Африки.
Маргарин – пищевой продукт на основе растительных и животных жиров. В большинстве стран он является более дешевой альтернативой сливочному маслу, и широко используется в производстве кондитерских изделий, выпечки, соусов, полуфабрикатов.
В 2020 году мировой рынок маргарина оценивался в размере 19,6 млрд долл., и за счет развития пищевой промышленности в ближайшие годы ожидается устойчивый рост показателя. Объем мирового импорта маргарина по итогам 2021 года превысил 7,1 млрд долл., в годовом выражении увеличившись на 33%.
По данным ITC Trade Map, ведущими покупателями продукта стали Китай с долей 14%, Франция (5,5%) и Германия (4,8%). Крупнейшие поставщики маргарина на мировой рынок в 2021 году – Индонезия с долей почти 20%, а также Нидерланды (9,6%) и Бельгия (9,1%). Россия в рейтинге мировых экспортеров маргарина в 2021 году занимала 7-е место с долей 5%.
«Начиная с 2016 года Россия наращивала экспорт маргариновой продукции в среднем на 15% каждый год, и, по нашим прогнозам, в наступившем году эта динамика сохранится», – отмечает исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. По его словам, в последние годы потребление маргарина в мире стабильно увеличивается, чему способствует рост населения в странах Азии и Африки, для которых характерно употребление большого количества хлебобулочных и кондитерских изделий, производимых с использованием маргарина.
«В европейских странах и США рост спроса на маргарин связан с современными тенденциями, а именно отказом от животных жиров в пользу растительных, и вообще с ростом интереса у покупателей к растительной пище. Для многих потребителей качественный маргарин стал отличной заменой слишком дорогому сливочному маслу, и просто незаменимым источником жиров для людей с непереносимостью лактозы», – добавил Мальцев.

По материалам aemcx.ru, milknews.ru

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты