Мнение эксперта

Рынок пищевых ингредиентов РФ: состояние и перспективы развития

СППИ

В рамках деловой программы выставки «Агропродмаш-2016» 10 октября 2016 года состоялось расширенное заседание Правления Союза Производителей Пищевых Ингредиентов (СППИ) и руководителей компаний – участников рынка пищевых ингредиентов на тему «Рынок пищевых ингредиентов РФ: состояние и перспективы развития».

Заседание было посвящено обсуждению как текущих вопросов деятельности СППИ, так и насущных проблем. Были рассмотрены такие темы:
• состояние рынка пищевых ингредиентов РФ, оценка внешней торговой деятельности по основным группам пищевых добавок и ароматизаторам за 2011–2015 годы;
• перспективы развития отрасли в условиях нового законодательства и экономических реалиях 2016 года;
• вопросы развития внутреннего производства ингредиентов в разрезе Стратегии повышения качества пищевой продукции РФ до 2030 года и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, направленные на реализацию направлений научно-технического развития сельского хозяйства, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2016 № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства»;
• инвестиционный потенциал и приоритетные направления развития производства ингредиентов, направленные на точки роста пищевой промышленности при реализации стратегии импортозамещения и экспортоориентирования;
• нормативно-правовое обеспечение отрасли производства пищевых ингредиентов как вида экономической деятельности;
• вопросы смежных отраслей химического и фармацевтического сектора.

Открыл заседание Сергей КРАУС, Председатель Правления СППИ, сообщением, в котором представил основные направления деятельности Союза, приоритетные цели и задачи на ближайшую перспективу.
Валерий АРАКЧЕЕВ, исполнительный директор AS Marketing, представил аналитический обзор состояния рынка пищевых ингредиентов РФ и дал оценку внешнеторговой деятельности по основным группам добавок за 2011–2015 годы. Структура импорта и экспорта, динамика изменений после начала кризиса и санкций, объемы производства и потребления в натуральном и денежном выражении – все это нашло отражение в графиках презентации.
Вопрос перспективы развития производства микроингредиентов с учетом потенциала глубокой переработки сельхозсырья в своих сообщениях озвучили вице-президенты СППИ Татьяна САВЕНКОВА (директор ВНИИ кондитерской промышленности) и Татьяна НИКИФОРОВА (директор ВНИИ пищевых добавок).
На текущий момент отсутствие собственного производства необходимого ассортиментного ряда пищевых микроингредиентов для создания пищевой продукции является одним из самых уязвимых звеньев в системе Продовольственной безопасности страны. Учитывая все увеличивающиеся объемы потребления пищевых микроингредиентов и высокую импортозависимость пищевой и перерабатывающей промышленности от их поставок, что убедительно подтверждают статистические данные импорта, необходимость развития этого сектора экономики очевидна, а нестабильные политические условия (санкции, колебания курса валют) требуют ускоренных решений по переходу пищевых предприятий на продукцию отечественных производителей пищевых микроингредиентов.
Разработкой проекта Программы производства ингредиентов (пищевые и биологически активные добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства и прочие сырьевые компоненты) в Российской Федерации до 2030 года СППИ и ВНИИ пищевых добавок занимаются последние 2 года, а более активно в этом году. Проведены основные консультации по Концепции развития отрасли с Министерствами и ведомствами, механизмы реализации обсуждены на двух рабочих группах в Государственной Думе, идет работа с отраслью, но все движется не так динамично. Сложность в том, что отрасль находится на стыке трех промышленностей – пищевой и перерабатывающей, фармацевтической и химической, и определить головное ведомство в данной ситуации проблематично. Также определенные сложности вызывает и отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих статус и закрепление отрасли «пищевые ингредиенты».
Разработка проекта Программы осуществляется совместными усилиями двух организаций – Союза производителей пищевых ингредиентов и ВНИИ пищевых добавок. В основу проекта Программы положена Концепция развития отечественного производства пищевых микроингредиентов, разработанная ВНИИПД, на период до 2025 года. Программа предусматривает правовое признание как таковой отрасли «пищевые ингредиенты», выбор приоритетных направлений развития отрасли, максимальное использование имеющихся сырьевых ресурсов, организацию (или реанимирование) производства наиболее востребованных пищевых ингредиентов по трем основным направлениям:
- производство микроингредиентов (пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств);
- увеличение объемов и ассортимента глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, как растительного, так и животного происхождения;
- производство продукции микробиологического синтеза (ферменты и штаммы-продуценты, витамины, аминокислоты и другие биологически активные компоненты).
Также совместно с отраслевыми НИИ и экспертами пищевой отрасли определены приоритетные направления для привлечения инвестиций, направленные на точки роста пищевой промышленности в сфере ингредиентов.
Выполнение принятой «Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года» тесно взаимосвязано с реализацией задач по обеспечению пищевой и перерабатывающей промышленности качественными и безопасными пищевыми микроингредиентами. Важно чтобы эта многоплановая и ответственная задача была решена в рамках разрабатываемой «Программы развития отрасли пищевых микроингредиентов до 2030 года» и мероприятий Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, Комплексной программы развития биотехнологий в РФ, Стратегии развития химического комплекса на период до 2030 года, Плана мероприятий «Развитие биотехнологий и генной инженерии» и Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Эти Программы должны объединить все заинтересованные стороны: и государство, и науку, и бизнес в создании отечественной индустрии пищевых ингредиентов.

Далее в программе заседания были обсуждены вопросы смежных отраслей. Недавно Минпромторгом РФ была утверждена Стратегия развития химической промышленности до 2030 года и видением реализации плана мероприятий («дорожной карты») развития производства малотоннажной химии в России до 2030 года поделился Павел БАТЮТЕНКО, руководитель проектов ЗАО «Strategy Partners Group». Химическая промышленность является очень близкой по сырьевой принадлежности, особенно в части технологических вспомогательных средств (осветляющие, фильтрующие материалы; сорбенты; катализаторы; экстракционные и технологические растворители; вспомогательные средства для иммобилизации ферментных препаратов) к пищевой промышленности, так как весомая доля перечисленных соединений применяется на различных стадиях переработки пищевого сырья.
О возможностях Фонда «Сколково» и механизмах реализации инновационных проектов в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности рассказал Олег БУХАНЦЕВ – проектный менеджер направления «Биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности», Сколково. Он представил уже действующие проекты в сфере ингредиентов – глубокая переработка топинамбура («ИстАгро Дон»); микробиологический протеиновый кормовой концентрат (ООО «Протеин биотехкорм»); протеиновые смеси из альтернативных растительных источников и др.
Основные вопросы, задачи и проекты в сфере технического регулирования отрасли ингредиентов, находящиеся в поле деятельности СППИ, отразила в своем сообщении исполнительный директор СППИ
Полина СЕМЕНОВА.
Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года декларирует не только развитие отрасли ингредиентов, нормативно-методической базы по определению пищевых добавок в составе пищевых продуктов, развитие здорового питания и продукции заданного состава, пересмотр перечня разрешенных пищевых добавок, регламентов их применения, но также и совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции, что предусматривает пересмотр системы подтверждения (оценки) соответствия, а именно возврат процедуры государственной регистрации пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, ароматизаторов и т.д.
Введение государственной регистрации пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, пробиотических микроорганизмов, стартовых культур и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов, является необоснованной мерой! Особенно после того, как в течение нескольких лет отрасль переходила с государственной регистрации на декларирование соответствия (с 2009-го по 2015 год отрасль 4 раза подвергалась смене документов соответствия – Сертификаты соответствия и Санэпидзаключения, СГР на ЕСТ, СГР на ТР ТС и декларации).
Не существует обоснованных доводов того, что переход от декларирования к государственной регистрации повысит безопасность и качество продукции. Данная мера восстановит административные барьеры, упраздненные принятием ТР ТС 021/2011, и, как следствие, повлечет дополнительные неоправданные финансовые и временные затраты физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Расширение перечней пищевой продукции, подпадающих под декларирование, и увеличение ответственности Изготовителей (Заявителей) за безопасность выпускаемой продукции в рамках национального (КоАП РФ, УК РФ) и международного законодательства (ЕАЭС), безусловно, требует четкого определения правил классификации, декларирования и маркирования ингредиентов пищевой продукции, в том числе ароматизаторов. Дискуссии по вопросу возврата формы подтверждения соответствия в форме свидетельства о государственной регистрации не утихают с 2013 года, в рамках заседания Консультативного комитета по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии 4–5 марта 2015 года данный вопрос, заявленный Республикой Беларусь, также был рассмотрен.
По мнению бизнес-сообщества и экспертов отрасли пищевых ингредиентов, основанном на анализе практики госрегистрации и декларирования за прошедшее время и результатах мониторинга порядка оформления деклараций, совершенствование государственного регулирования в части обеспечения надзора и контроля производства и выпуска в обращение пищевых ингредиентов должно предусматривать реформирование (актуализировать систему выпуска в обращение) действующей системы подтверждения соответствия, а именно:
- учитывая важность обеспечения условий для достоверной оценки (подтверждения) соответствия пищевых добавок и ароматизаторов в форме декларирования, а также с целью исключения неоднозначности трактовки некоторых положений ТР ТС, необходимо разработать Рекомендации по порядку декларирования пищевых добавок и ароматизаторов (доказательная база и названия при подтверждении соответствия);
- необходимо внести изменения в порядок декларирования и ТР ТС 029/2012 статью 9 (внесение изменений в Решение ЕЭК 293 от 25.12.12, в раздел II Правила оформления деклараций, п. 4–5) и закрепить обязательный статус раскрытия сведений о продукции, обеспечивающих ее идентификацию (протоколы испытаний, макет этикетки), которые должны в обязательном порядке быть представлены в приложении к декларации и являться ее неотъемлемой частью с целью обеспечения прослеживаемости обращаемой продукции по всем уровням документов;
- принять положения и нормативные акты РФ и ЕАЭС по обязательной нотификации испытательных центров/лабораторий и органов по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению (оценке) соответствия объектов регулирования требованиям Технических регламентов Таможенного Союза на различные виды пищевой продукции.
Именно принятие вышеупомянутых мер позволит воплотить в жизнь положение Стратегии в части «актуализировать систему выпуска в обращение пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, технологических микроорганизмов для использования в пищевой промышленности и последующего контроля в процессе их обращения», а не возврат к форме подтверждения соответствия в виде государственной регистрации!
Также были обсуждены некоторые вопросы подготовки проекта изменений №2 к ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и ТВС» и текущие законодательные инициативы.
По окончанию мероприятия участники и гости заседания обменялись мнениями по обсуждаемым вопросам и договорились о скорой встречи в рамках Общего отчетно-выборного юбилейного собрания членов СППИ и совместного заседания Комитета ТПП по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере, ассоциации «АССАГРОС» на тему «Развитие отечественного производства ингредиентов – комплексное решение вопросов импортозамещения и экспортного ориентирования рынка пищевой и перерабатывающей промышленности», которое состоится 21 декабря 2016 года в Торгово-промышленной палате РФ.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты