Мнение эксперта

Мировой рынок подсластителей: стремительный рост сегмента натуральных ингредиентов

май 2018 года

Высокоинтенсивные подсластители, сладость которых в 200 раз и более выше, чем у сахара, применяются в современной пищевой промышленности очень широко. Натуральные интенсивные подсластители стали использоваться при создании новых продуктов и напитков гораздо чаще в связи с мировым трендом повышения интереса потребителя к здоровому питанию.

Применение подсластителей выросло на 14% за пять лет

Высокоинтенсивные подсластители сегодня можно найти в самых разных напитках и продуктах – хлебобулочных, кондитерских, молочных и диетических изделиях и др. Но чаще всего они применяются в производстве безалкогольных напитков. По данным исследования компании Innova Market Insights, каждый третий новый продукт с подсластителем в составе, выпущенный на рынок, – это безалкогольный напиток. Продукты спортивного питания и кондитерские изделия занимают, соответственно, второе и третье место по уровню применения подсластителей (рис. 1).

За пять лет, в период с 2013-го по 2017 год, применение низкокалорийных подсластителей в новых продуктах в среднем росло на 3,4% в год, уровень применения подсластителей за этот период в целом увеличился на 14%.
Согласно исследованию, проведенному компанией Allied, мировой рынок высокоинтенсивных подсластителей в 2016 году оценивался в 1 807 млн долл. По прогнозу экспертов Allied, к 2023 году этот рынок достигнет 2 134 млн долл. Ожидается, что до 2023 года глобальный рынок высокоинтенсивных подсластителей будет расти на 2,3% в год.
На мировом рынке использование интенсивных подсластителей при производстве продуктов питания увеличивается из года в год. В 2016 году, по данным исследовательской компании Innova Market Insights, применение данных ингредиентов при разработке и запуске на глобальный рынок новых продуктов выросло на 7,5%. Наибольшее применение интенсивных подсластителей в 2016 году наблюдалось в категории безалкогольных напитков (рост на 23,2%). Больше всего за этот период выросло применение в новинках пищевых продуктов и напитков таких интенсивных подсластителей, как сукралоза (рост на 47,3%), ацесульфам-K (+38,6%), стевия (+26,7%), аспартам (+19,6%), сахарин (+9,7%).
По данным исследования Innova Market Insights 2017 года, натуральные подсластители, такие как архат и стевия приобретают все более важное значение, в то время как традиционные искусственные подсластители, такие как сахарин, цикламат и неогесперидин показали снижение уровня применения при разработке новых продуктов.
В мире за последние пять лет при создании новых продуктов и напитков значительно выросло использование натуральных подсластителей, особенно стевии и архата (рис. 2). Подсластители на основе стевии в новинках стали применять чаще на 71%, а из архата – на 81%. При этом использование синтетических подсластителей сокращается.

В исследовании компании PureCircle отмечается, что использование подсластителей из листьев стевии растет во всем мире, как и других натуральных ингредиентов. В 2012 году подсластители на основе стевии были использованы в 16% запущенных на мировой рынок продуктов и напитков, содержащих высокоинтенсивные подсластители. К 2017 году этот показатель увеличился до 28%. При этом аспартам используется все меньше, утверждает компания. В 2012 году аспартам был использован в 36% новых продуктов и напитков, содержащих подсластители высокой интенсивности. К 2017 году этот показатель снизился до 25%.
Натуральные интенсивные подсластители стали применяться при создании новых продуктов и напитков гораздо чаще в связи с мировым трендом повышения интереса потребителя к здоровому питанию. По данным Innova Market Insights, в 2017 году использование натуральных подсластителей увеличилось, например, архата – на 48,2%, тауматина – на 29,5%, стевии – на 22,6%, неогесперидина дигидрохалкона – на 17,2%.

Натуральные подсластители более востребованы

Натуральные интенсивные подсластители стевия и архат, которые слаще сахара от 200 до 300 раз, сегодня в мировой пищевой промышленности вышли на первый план.
Подсластители на основе стевии были одобрены к применению в производстве пищевых продуктов и напитков в Европе в 2011 году. С тех пор в европейских странах было разработано большое количество новых продуктов, содержащих подсластитель на основе стевии. По данным базы данных новых продуктов Mintel, в мире каждый год выводятся на рынок около 450 новинок, в рецептуру которых входит стевия.
Мировой рынок стевии достигнет 556,7 млн долл. к 2024 году, отмечается в исследовании Grand View Research. Рост использования стевии в сегменте напитков, особенно газированных, будет решающим фактором, определяющим развитие отрасли в ближайшие годы, считают исследователи.
Серьезные проблемы со здоровьем у большой части населения, связанные с потреблением сахара, и рост цен на сахар также влияют на предпочтения потребителей, которые все чаще выбирают продукты с различными альтернативами сахара.
Спрос на подсластители в течение последних нескольких лет сильно вырос. В исследовании отмечается, что значительный потенциал для роста применения стевии имеют такие сегменты пищевой промышленности, как производство конфет, выпечки, печенья, шоколада, безалкогольных напитков и джемов.
Использование стевии в сегменте напитков будет расти в среднем на 5,8% в год до 2024 года. Такой интенсивный рост обусловлен высоким потреблением продуктов и напитков, содержащих стевию, потребителями, заботящимися о своем здоровье, и больными сахарным диабетом. Повышение
осведомленности потребителей о пользе стевии будет стимулировать рост рынка.
В последнее время стевия все чаще используется в изготовлении растительных лекарственных средств и тоников для пациентов, страдающих сахарным диабетом. Антибактериальным и противогрибковым свойствам листьев стевии еще предстоит реализовать свой потенциал, это будет оставаться основным
фактором, влияющим на рост рынка в течение ближайших лет.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе прогнозируется рост объемов производства продуктов со стевией в среднем на 5,7% в год до 2024 года. Это объясняется растущим спросом со стороны пищевой промышленности на развивающихся рынках, включая Китай и Индию. Кроме того, Южная Корея и Япония имеют более высокий показатель продвижения стевии, что имеет положительное влияние на отрасль в целом.
По прогнозу Международного Совета Стевии, с точки зрения предложения ингредиентов (оптовые цены) рынок продуктов из стевии будет расти на 20–40% в год в ближайшие три года. Если такие темпы роста продлятся до 2021 года, тогда продажи продуктов из стевии на рынке В2В могут составить от 1 млрд до 1,4 млрд долл.
Использование подсластителей на основе листьев стевии продолжает расширяться во всех регионах мира. Запуски на глобальном рынке новых напитков и продуктов питания, содержащих стевию, стабильно увеличивались с 2012 года, а в 2017 году выросли более чем на 10% по сравнению с 2016 годом, отмечается в исследовании Mintel.
Запуски новых напитков, содержащих стевию, выросли на 11% с 2016-го по 2017 год, в то время как запуски пищевых продуктов, содержащих стевию, увеличились на 10% в этот период. Чаще всего в 2017 году подсластители на основе стевии применялись в новых снековых продуктах, сокосодержащих напитках, молочных продуктах, газированных безалкогольных напитках и кондитерских изделиях.
Производители продуктов питания и напитков, предназначенных для детей (возраст 5–12 лет) также все больше применяют подсластители на основе стевии. В 2017 году запуски таких продуктов увеличились на 16% по сравнению с 2016 годом.
По данным PureCircle, крупные международные игроки все чаще запускают продукты, содержащие сахарозаменители из листьев стевии. В прошлом году их использовали такие ведущие игроки мирового пищевого рынка, как Calbee Foods, Coca-Cola, Danone, Bimbo, Kraft Heinz, Nestle, PepsiCo, Seven & i и Unilever.
По данным PureCircle, использование стевии в новых пищевых продуктах и напитках увеличивается во всех регионах мира. Двумя ведущими регионами остаются Азиатско-Тихоокеанский регион (40%) и Европа (22%), за которыми следуют Латинская Америка, Северная Америка и Ближний Восток/Африка.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2018 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты