Мнение эксперта

Основные потребительские тенденции на мировом рынке пищевых продуктов

апрель 2022 года

Euromonitor International каждый год представляет основные потребительские тенденции мирового рынка продуктов питания и напитков, которые, по мнению экспертов компании, наиболее ярко представлены сегодня и будут доминировать в ближайшем будущем. Выводы экспертов Euromonitor International основаны на опросах потребителей в разных странах мира, оценке аналитиков и торговых интервью. Производители продуктов питания и напитков могут использовать представленные тенденции для формирования широкого спектра своего ассортиментного портфеля, ориентированного непосредственно на потребителя, – от функциональных ингредиентов, направленных на хорошее самочувствие и благополучие, до традиционных продуктов питания.

Последние два года на мировом рынке на глобальные цепочки поставок и поведение потребителей оказывают огромное влияние пандемия COVID-19 и политическая ситуация в мире. По прогнозам Euromonitor, несмотря на то что потрясения в цепочке поставок должны начать стабилизироваться к концу 2022 года, когда доступ к продуктам вернется к уровням, существовавшим до пандемии, сформированные новые покупательские привычки укоренились и будут продолжать влиять на то, как потребители находят и выбирают продукты.

Стремление к здоровью и благополучию стимулирует спрос на функциональные ингредиенты

В настоящее время, по данным Euromonitor, забота о себе, своем благополучии и инклюзивность находятся на переднем крае образа жизни потребителей.
Для пищевой промышленности это означает особый интерес потребителя к ингредиентам в составе продукта, которые могут комплексно способствовать как физическому, так и эмоциональному здоровью и благополучию.
По мнению аналитиков Euromonitor, производители инвестируют в создание продуктов питания и напитков с функциональными ингредиентами, поскольку потребители ищут более здоровые варианты для своего рациона. Например, в западных странах сегодня растет популярность продуктов и напитков, как слабоалкогольных, так и безалкогольных, с добавлением каннабиса.
Кроме того, активно будет развиваться персонализация питания. Она будет смещаться в сторону массового признания в таких секторах, как продукты для здоровья, а также товары для красоты и личной гигиены.

Новые возможности переработанных ингредиентов

По данным Euromonitor, еще одной ключевой тенденцией в ближайшие годы станет интерес к рынкам секонд-хенд, рекоммерции и одноранговым рынкам. Аналитики Euromonitor, называя эту тенденцию «стремлением к любимому» / «the pursuit of preloved», утверждают, что потребители переходят от «мышления собственника» к «мышлению переживания». Проблемы устойчивого развития устраняют негативное клеймо, связанное с покупками подержанных товаров.
Хотя никто не хочет покупать не новые продукты, пищевая промышленность может принять эту тенденцию, инвестируя в инициативы по экономике замкнутого цикла, такие как переработанная, перерабатываемая и многоразовая упаковка и использование переработанных ингредиентов (из вторичного сельскохозяйственного сырья).
Ассоциация переработанных пищевых продуктов (The Upcycled Food Association) определяет переработанные продукты как продукты, в которых используются ингредиенты и сырье, которые в противном случае не пошли бы в пищу человеку, которые закупаются и производятся с использованием поддающихся проверке цепочек поставок и оказывают положительное влияние на окружающую среду. По данным Ассоциации, ежегодно теряется около одного триллиона долларов вследствие того, что продукты либо выбрасываются, либо теряются.
Есть много случаев, когда пищевые бренды перерабатывают вторичное сельскохозяйственное сырье для того, чтобы повысить ценность готовой продукции или создать устойчивые альтернативы. Компания Mi Terro, например, использует процессы синтетической биологии для преобразования пищевых отходов в альтернативную упаковку, компания Nutrilees превращает остатки винодельческого процесса в полезный порошок, богатый питательными веществами. По заявлению компании, «Upcycling» — это как раз то, что ищут потребители нового поколения. Получаемый из вторичного сырья продукт является экологически чистым, питательным, он изготовлен по устойчивой и социально ответственной технологии.
Компания Alvinesa Natural Ingredients специализируется на производстве ингредиентов из вторичного растительного сырья, например, из виноградных выжимок, остающихся при производстве вина. Вещества, извлеченные из винных виноградных выжимок, используются для придания цвета, дополнительного вкуса и натуральных консервирующих свойств при изготовлении продуктов и напитков. В пищевых добавках экстракты винограда и виноградных косточек используются из-за их полифенольной или антиоксидантной активности. В настоящее время данные ингредиенты применяются в производстве кондитерских и молочных изделий, спортивного питания, безалкогольных и энергетических напитков, соков холодного отжима, различных видов чая, обогащенной и ароматизированной воды.
Для производителей переработанный компонент в готовом продукте является важным маркетинговым инструментом.

Потребители, заботящиеся об экологии планеты

Осведомленность потребителей об изменении климата и о том, как эта информация влияет на отдельные действия производителей, продолжит увеличиваться.
Эко-беспокойство влияет на экологическую активность и принятие решений о покупках. По данным Euromonitor, в 2021 году треть производителей во всем мире активно сокращали выбросы на своих производствах, а четверть принимали меры для уменьшения углеродного следа. Потребители все больше заботятся о сохранении климата на планете и чаще делают выбор в пользу продуктов, созданных на более устойчивом производстве, больше требуют от брендов действий в этом направлении и прозрачности.
Так, компания Lidl в Великобритании в 2021 году выпустила сыр Чеддер, производство которого обеспечивает нейтральный уровень выбросов углерода, а австрийская компания Hofer для продуктов из своего ассортимента Back to Origins проводит оценку жизненного цикла упаковки.
Хотя многие люди, обеспокоенные изменением климата, активно сокращают использование пластика и пытаются сократить количество пищевых отходов, Euromonitor отмечает, что предпочтение продуктов, выпущенных на производствах, имеющих низкий углеродный след, в мире все еще находится в зачаточном состоянии. А необходимость потребителя платить за надбавки, которые часто включают в цену продуктов, полученных в условиях устойчивого бизнеса, остается препятствием в развитии экологических начинаний.
Согласно опросу, проведенному Euromonitor в 2021 году среди специалистов, 43% экспертов считают, что неготовность потребителей платить больше за экологически чистые продукты является серьезным препятствием для реализации инициатив в области развития устойчивого бизнеса.

Новые покупательские привычки, новые модели продаж

К новым покупательским привычкам можно отнести приобретение в основном товаров местного производства, брендов, предназначенных непосредственно для потребителя, а также использование услуг по подписке.
В последние годы несколько крупных игроков осознали потенциал D2C (Direct-to-Consumer), то есть «прямых продаж» без посредников, когда привлечение покупателей к производителю происходит напрямую через мобильные приложения, соцсети и другие каналы.
Например, в 2020 году PepsiCo запустила два сайта, ориентированных непосредственно на потребителя: PantryShop.com, например, позволяет потребителям заказывать «наборы» специализированных продуктов, таких как «Rise & Shine», состоящих из хлопьев для завтрака и фруктового сока, и «Protein», который включает в себя кето-батончики и снеки с высоким содержанием белка.
В Китае создана агропродовольственная платформа Pinduoduo, которая связывает мелких фермеров с дистрибьюторами и потребителями. Основанная в 2015 году, она работала с 12 млн продюсеров через свою онлайн-платформу.
Чтобы воспользоваться этой тенденцией, Euromonitor предлагает компаниям использовать данные для улучшения прозрачности своих цепочек поставок, оттачивания операций и переосмысления инвестиций для изучения возможностей в этой области.

По материалам www.ingredientsnetwork.com

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты