Мнение эксперта

Кризис 2022: возможные пути выхода

Наталья Хмельницкая, CEO проектов TUTWORK, TUTJDUT; Нина Деменок, исполнительный директор АО «ЭКО РЕСУРС»

Наша страна с конца февраля 2022 года живет в новых экономических реалиях. Сегодня изменилась ситуация в каждой отрасли, в том числе в пищевой промышленности. Вот несколько особо острых, на наш взгляд, проблем, с которыми сталкивается пищевой бизнес сейчас:
- изменения курса рубля по отношению к основным валютам привели к росту цен;
- возникла необходимость поиска новых поставщиков;
- разрыв логистических цепочек усложнил поставки;
- сложности с платежами привели к тому, что многие требуют 100%-ную предоплату;
- исчезла возможность кредитоваться у тех, у кого она раньше была. А для тех, у кого эта возможность осталась, существенно выросла стоимость финансирования, что сказалось на уменьшении отсрочек по платежам.
Предприятия в такой ситуации принимают различные решения для дальнейшего функционирования своего бизнеса. Представители компаний, работающих на российском рынке пищевых ингредиентов, высказывают свое мнение о текущей ситуации, рассказывают о том, как компании решают возникшие проблемы и какие пути решения еще возможны.

Наталья Хмельницкая, CEO проектов TUTWORK, TUTJDUT

Первое что важно сделать любому предприятию в данной ситуации – это осознать и разработать свою стратегию движения в новом контексте, исходя из реалий сегодняшнего дня, включая самый худший сценарий. Без это шага любые решения сложно оценивать с точки зрения эффективности. Шаг второй – инвентаризация ресурсов: точная информация об остатках, людях, запасе прочности оборудования и расходных материалов. Из этого станет понятно, где возникают основные риски – туда и надо бросать сейчас все силы, в поиск новых цепочек и построение новых связей со странами Азии и СНГ, например, наши партнеры в Узбекистане готовы решать срочные задачи по доставке необходимых материалов из Европы.
Дальше – это оценка производственных потерь, это очень важная задача, их необходимо оценить и по возможности минимизировать. Следующий шаг, это создание штаба по оценке новых возможностей, здесь важно иметь коллективное мнение и внимательно слушать специалистов, неоднократно доказавших свой профессионализм и экспертность.
Потери – это любая деятельность, не приводящая к росту ценности продукта для производителя. Это всё то, за что заплатит предприятие, но не оплачивает клиент: ожидание поступления продукции на участок; пуско-наладочные работы на оборудовании; неожиданный невыход сотрудника в смену (необходимость срочной замены).
Также к потерям мы относим: длительные перекуры, перерывы, снижающие производительность звена, издержки «неквалификации» – при обучении новых сотрудников, потери административного ресурса – технолога, начальника цеха или производства, занятые вопросами перемещения сотрудников.

Основные шаги в кризисной ситуации:
- Оценка и устранение потерь предприятия.
- Определение нормального режим функционирования процессов.
- Выявление событий, снижающих эффективность процессов (частота).
- Выявление и оценка потерь (включая финансовый эффект).
- Мероприятия по устранению – разработка и внедрение.
- Моделирование и прогнозирование деятельности.
- Структуризация лучших практик и закрепление стандартов.
- Оценка результатов и составление резюме проекта.

Аутсорсинг. Аутсорсинг может послужить хорошим способом устранения потерь.
Аутсорсинг – это профессиональное выполнение компанией комплекса работ включая ответственность за качество результатов деятельности. Основная цель аутсорсинга, как современной формы управления процессом, состоит в достижении целостность и взаимосвязанность всех составных частей процесса:
непосредственного выполнения работ, организации труда, оптимизации процедур и алгоритмов на вверенном участке.
Аутсорсинг формирует комплексный подход к управлению процессом, что достигается путем введения измеримых показателей для каждой операции. Подробная детализация процесса и наличие стандартов позволяет контролировать эффективность выполняемых работ, одновременно являясь основой для измерений результатов дальнейшей оптимизации.

Нина Деменок, исполнительный директор АО «ЭКО РЕСУРС»

В нынешних условиях производителям продуктов питания приходится непросто. Помимо проблем с логистикой и повышением цен, они сталкиваются с дефицитом ингредиентов и сырья.
Компания ЭКО РЕСУРС на протяжении многих лет развивает локальную базу сельскохозяйственных источников сырья для производства красящих экстрактов и натуральных красителей. В этом направлении мы активно сотрудничаем со Всероссийским институтом генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова. К сожалению, не все культуры, обладающие красящими свойствами, возможно районировать на территории РФ. Ассортиментный ряд ЭКО РЕСУРС достаточно широкий, и часть сырья приходится импортировать. Но есть и хорошая новость: наши источники сырья находятся вне стран Европы и Северной Америки.
Несомненно, в Европе есть ноу-хау и технологии бережной переработки сельскохозяйственного сырья. Оборудование также преимущественно европейское.
Тем не менее, ЭКО РЕСУРС имеет собственные лаборатории разработок, развития и инноваций, изучает европейские технологии и разрабатывает свои. За время работы мы получили пять патентов РФ, связанных с производством стабильных форм натуральных красителей. Мы специализируемся на производстве именно натуральных красителей и растительных красящих экстрактов. Даже слоган ЭКО РЕСУРС «Вкусное Красим Натуральным!» отражает ценности компании и приверженность к природным источникам красителей.
В последние несколько лет мы модернизировали производственную базу, инвестировав в современное оборудование и в приборную базу аналитического контроля. Наша компания осваивает и внедряет самые прогрессивные методики экстракции и производства порошкообразных форм красителей и ароматизаторов. 
Производители пищевых продуктов смело могут обращаться к нам за цветовыми решениями и консультациями по применению. Особенно сейчас, когда в условиях дефицита сырья сложно обеспечить 100%-ную повторяемость всех ингредиентов в продукте. 
Конечно, одно из серьёзных препятствий – логистика. Как и многие, мы столкнулись с многочисленными логистическими проблемами. В первую очередь, это долгое ожидание свободных судов и контейнеров. Эта проблема проявилась ещё до 24 февраля. Ещё тогда мы увеличили в расчетах сроки поставок, но такого масштаба никто не мог спрогнозировать!
Сейчас наши специалисты работают над задачей по перестройке логистических цепочек. На каждую позицию сырья у нас есть несколько одобренных поставщиков по миру, это позволяет нам оптимизировать сроки отправки. Уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что в состоянии обеспечить стабильные поставки сырья.
Проблем с поиском новых поставщиков у нас нет. Мы приглашаем компании в РФ к сотрудничеству с российским производителем АО «ЭКО РЕСУРС».
У нас есть решения практически для каждой отрасли пищевой промышленности. Отдельно хочу отметить наши новые направления – функциональные ингредиенты для мясной и рыбоперерабатывающий промышленности. Они запущены три года назад, и сейчас активно развиваются. Технологам предприятий мы можем предложить адекватную замену импортному сырью.
В 2019 году руководство ЭКО РЕСУРС сделало ставку на новое направление – лабораторию по разработке ароматизаторов. Рынок ароматизаторов в России, как показывают исследования, имеет хорошие перспективы и далёк от насыщения.
За последние три года мы привлекли в компанию лучших флейвористов (специалистов, которые занимаются созданием ароматизаторов) для разработки собственной линейки, подготовили рецептуры и закупили оборудование контроля качества. Оборудование имеет не меньшее значение, чем удачно подобранное сочетание ароматических веществ: стабильное качество исходного продукта – ключевой фактор доверия со стороны клиента.
Сейчас в нашем распоряжении специализированное оборудование следующего типа:
- гомогенизатор высокого давления для эмульсионных ароматизаторов и пищевых добавок;
- анализатор размера частиц, используемый для контроля размера частиц;
- распылительная сушка Spray dry;
- хромотомасспектрометр для анализа состава ароматизаторов.
Практика подтвердила верность принятого решения: мы превзошли в разы ожидания по количеству заказов, особенно сейчас, когда рынок столкнулся с беспрецедентными санкциями и логистическими проблемами.
Что касается изменений потребительских предпочтений, на мой взгляд, в России всегда были свои тренды, отличные от общемировых. Это касается и цветовых предпочтений российских потребителей. В качестве примера можно привести белое ванильное мороженное у нас, в то время как в других странах оно часто кремово-желтое. Россияне хорошо воспринимают яркие зелёные напитки. Например, тархун пользуется особой любовью. В Европе же этот насыщенный цвет только недавно стал применяться. Наши шоколадные изделия с начинкой более разнообразны по вкусовым сочетаниям.
Наряду с национальными предпочтениями, в жизнь российского потребителя органично вплетаются и мировые тренды. Например, снижение потребления животных протеинов и замена их растительными. Он только набирает популярность, и многие компании продолжат разработки в этом направлении.
Любой кризис приносит изменения. И российский рынок пищевых ингредиентов ждут глобальные перемены. Пока прогноз давать сложно, у нас мало информации. Рынок только адаптируется к сложившейся ситуации. Что точно можно сказать – производители уже сейчас вынуждены переориентировать своё производство. Шагом номер один стал поиск отечественных поставщиков, готовых предложить быструю замену привычных импортных красителей, ароматизаторов и пищевых добавок.
В этой ситуации место традиционно качественного «импорта» могут занять только те компании, которые гарантируют наиболее безболезненную замену нужного ингредиента. Требования просты и сложны одновременно: предложить аналог без потери качества. 
ЭКО РЕСУРС готов принять этот вызов. Наши опытные технологи высокой квалификации могут предоставить обширную базу разработанных и доказавших свою эффективность цветовых решений, быстро найти замену импортным красителям и удовлетворить повышенный спрос на ароматизаторы. Обширные технологические возможности позволяют нам оперативно разработать или адаптировать свои ингредиенты под новые запросы меняющегося рынка.
В конечном итоге, наша общая задача состоит в том, чтобы качество конечного продукта для покупателя было стабильным!

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты