НОВОСТИ

Новый номер

Мнение эксперта

Законодательство России и Таможенного союза о пребиотиках

Майя Перковец, директор по маркетингу ООО «НьюБио»

Пребиотики – компоненты пищи, которые не перевариваются и не усваиваются в верхних отделах желудочно-кишечного тракта, но ферментируются микрофлорой толстого кишечника человека и стимулируют её рост и жизнедеятельность . Полезные свойства пребиотиков были многократно доказаны многочисленными научными исследованиями, проведёнными в разных странах мира, включая Россию.

ООО «НьюБио» впервые в Российской Федерации запустило крупномасштабное производство пребиотиков: Изомальтоолигосахарида и Волокна кукурузного ИнтенсФлор. Продукты производятся ферментативным методом из кукурузного крахмала, являются 100% натуральными, не имеют Е-кодов и не содержат ГМО.
Многочисленными исследованиями доказано, что пребиотики улучшают работу пищеварительной системы, обеспечивают рост собственной защитной микрофоры кишечника, способствуют повышению иммунитета, улучшению усвоения кальция и других минералов, снижению уровня холестерина в крови, контролю аппетита и индекса массы тела, эффективны в комплексной терапии сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний и даже способствуют снижению риска возникновения и развития рака кишечника. Продукты жизнедеятельности бифидо- и лактобактерий, короткоцепочечные жирные кислоты, в которые превращаются пребиотики в толстом кишечнике, являются строительным материалом стенок кишечника, и таким образом влияют на структурную и функциональную целостность клеточного состава толстой кишки. Другими словами, пребиотики обеспечивают комплексное оздоровление кишечника и через него улучшают здоровье всего организма, причём делают это совершенно естественным образом, давая пищу и обеспечивая рост собственной защитной микрофлоре человека.
Термин «пребиотик» был впервые введен в 1995 году Гленном Гибсоном и Марселем Роберфруа и изначально включал только инулин, олигофруктозу, галактоолигосахариды и лактулозу. В дальнейшем это понятие несколько раз уточнялось по мере накопления информации о веществах, проявляющих пребиотическую активность, а также стимулируемых ими видах бактерий.
Первым пребиотиком на российском рынке стала лактулоза, которая была разработана в 60-х годах как медикаментозное средство. Активное развитие рынка пищевых продуктов с пребиотиками началось с 2000 года с приходом западных компаний. Развитие этого рынка нашло отражение в российском законодательстве. Тем не менее, полной ясности пока нет – существует три определения пребиотиков, список веществ, которые могут быть отнесены к пребиотикам, слишком широк и неконкретен, сформулированы методы определения пребиотической активности, но практически отсутствует информация об эффективных дозировках пребиотиков, необходимых для получения пребиотического эффекта.

Три определения пребиотиков

Согласно ГОСТу Р 52349-2005 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения», «пребиотик – это физиологически функциональный пищевой ингредиент в виде вещества или комплекса веществ, обеспечивающий при систематическом употреблении в пищу человеком в составе пищевых продуктов благоприятное воздействие на организм человека в результате избирательной стимуляции роста и/или повышения биологической активности нормальной микрофлоры кишечника». В этом же документе отмечается: «Основными видами пребиотиков являются: ди- и трисахариды; олиго- и полисахариды; многоатомные спирты; аминокислоты и пептиды; ферменты; органические низкомолекулярные и ненасыщенные высшие жирные кислоты; антиоксиданты; полезные для человека растительные и микробные экстракты и другие». Но очевидно, что далеко не все вещества, входящие в перечисленные классы, обладают пребиотическми свойствами, например, полисахарид инулин – да, а полисахарид крахмал – нет. Поэтому более точно было бы указать конкретные вещества, в отношении которых доказана пребиотическая активность, а не просто перечислять их классы.
ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» определяет: «Пребиотики – пищевые вещества, избирательно стимулирующие рост и (или) биологическую активность представителей защитной микрофлоры кишечника человека, способствующие поддержанию ее нормального состава и биологической активности при систематическом потреблении в составе пищевой продукции».
ГОСТ Р 56201-2014 «Продукты пищевые функциональные. Методы определения бифидогенных свойств» определяет: «Пребиотические вещества – это неперевариваемые пищевые вещества, избирательно стимулирующие рост и/или биологическую активность одного или ограниченного числа представителей защитной микрофлоры кишечника человека, способствующие поддержанию ее нормального состава и биологической активности». В этом же документе описаны методы определения бифидогенных свойств потенциальных пребиотиков путём тестов in vitro и in vivo на крысах.
Рекомендуемые и максимальные уровни содержания пребиотиков в составе пищевых продуктов для взрослых людей были определены в методических рекомендациях МР 2.3.1.1915-04 «Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ», которые в дальнейшем были использованы в «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору», в приложении «Величины суточного потребления пищевых и биологически активных веществ для взрослых в составе специализированных пищевых продуктов…». Однако данный документ определяет уровни потребления только для полифруктозанов (инулина и др.) и фруктоолигосахаров (ФОС), причём источниками последних заявлены субпродукты животного происхождения, а не растительное сырьё, как можно было бы ожидать – адекватный уровень потребления составляет 2,5 г/день для инулина и 5 г/день для ФОС; максимальный уровень потребления – 8 г/день и 10 г/день соответственно. Дозировка инулина 2,5 г/день является весьма заниженной. Согласно рекомендациям европейских компаний, сформулированных на основании 45 научных исследований на добровольцах, пребиотический эффект и инулина, и олигофруктозы проявляется при дозировке 5 г/день. Максимальной дозировкой для них принято считать 15-20 г/день, а не 8-10 г/день, как заявлено в упомянутых выше документах.
В Приложении Б к ГОСТР 55577-2013 есть информация по дозе лактулозы – положительный эффект в виде улучшения перестальтики и микробоценоза кишечника может быть достигнут только в случае систематического потребления лактулозы в количестве не менее 10 г/сутки.
Информации об эффективной дозировке других пребиотиков в российском законодательстве нет, поэтому основным фактором, способным определить такую дозировку, является проведение in-vitro или in-vivo тестов согласно ГОСТ Р 56201-2014 или клинических тестов на добровольцах.
Поскольку все пребиотики являются пищевыми волокнами, к ним можно применить рекомендации по дозировкам для пищевых волокон, сформулированные в ТР ТС 022/2011: «Продукт может быть заявлен как источник пищевых волокон, если он содержит не менее 3 г пищевых волокон на 100 г для твердых продуктов или не менее 1,5 г на 100 мл для жидкостей». «Продукт имеет высокое содержание волокон, если он содержит не менее 6 г волокон на 100 г твёрдого продукта или не менее 3 г на 100 мл жидкого продукта». Похожие формулировки приведены в Приложении А к ГОСТ Р 55577-2013: «Информация» о том, что пищевой продукт является источником пищевых волокон … может быть приведена в маркировке пищевого продукта только при условии, если продукт содержит по крайней мере 3 г волокон на 100 г или, как минимум, 1,5 г волокон на 100 ккал. «Информация» о том, что пищевой продукт имеет высокое содержание пищевых волокон… может быть приведена в маркировке пищевого продукта только при условии, если продукт содержит, по крайней мере, 6 г волокон на 100 г или, как минимум, 3 г волокон на 100 ккал».
Применение пребиотиков в молочных продуктах регламентирует ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» – разрешает обогащения молока и молочных продуктов пищевыми волокнами и пребиотиками и относит данные ингредиенты к функционально необходимым компонентам.
Документ даёт следующие определения: «обогащенное молоко» – сырье или питьевое молоко, в которое для повышения пищевой ценности продукта по сравнению с естественным (исходным) содержанием введены дополнительно, отдельно или в комплексе молочный белок, витамины, микро- и макроэлементы, пищевые волокна, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды, пребиотики; «продукт переработки молока обогащенный» – продукт переработки молока с добавлением таких веществ, как молочный белок, витамины, микро- и макроэлементы, пищевые волокна, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды, пробиотические микроорганизмы, пребиотики отдельно или в комплексе; «функционально необходимые компоненты при производстве продуктов переработки молока» – закваски для производства продуктов переработки молока, кефирные грибки, пробиотические микроорганизмы (пробиотики), пребиотики, ферменты молокосвертывающие, ферменты для гидролиза лактозы, которые вводятся при производстве продуктов переработки молока и без которых невозможно производство соответствующего продукта переработки молока». Таким образом, ТР ТС 033/2013 ставит пребиотики в один ряд по важности с заквасочными культурами и ферментами.
Раздел XII этого же документа «Требования к маркировке молока и молочной продукции», пункт 74, гласит: «При формировании наименований кисломолочных продуктов, обогащенных пробиотическими микроорганизмами и (или) пребиотиками, допускается использование приставки «био» с наименованием продуктов переработки молока, например, «биокефир», «биоряженка».
Продвижение пребиотиков на российский рынок, безусловно, будет продолжаться, особенно сейчас, когда ООО «НьюБио» запустило крупномасштабное производство ИМО и ИнтенсФлор. Остаётся надеяться, что это простимулирует доработку законодательства, что существенно облегчило бы появление новых продуктов с пребиотиками в России и их продвижение на рынок.

1- GIBSON G., ROBERFROID M. Dietary Modulation of the Human Colonie Microbiota: Introducing the Concept of Prebiotics. // The Journal of Nutrition. 1995.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты