Мнение эксперта

«Еда будущего»: мнение российских потребителей

апрель 2024 года

Центр маркетинговых исследований и аналитики A2:Research и ГК «ЭФКО» в декабре 2023 года провели социологический опрос среди россиян с целью изучения потенциального спроса на «продукты будущего» – альтернативы традиционным мясным и молочным продуктам. Опрос был проведен среди 1278 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в российских городах-миллионниках. Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования.

Опрос показал, что 61% респондентов хотели бы попробовать инновационные «продукты будущего» – альтернативы традиционным мясным и молочным продуктам, для 26% из них причиной становится повышенный интерес ко всему новому. Участники опроса считают, что уже через 10–20 лет в их привычный рацион вполне может войти растительное «мясо» (28%), а для 28% растительное «мясо», «молоко» и «йогурты» уже стали более-менее привычными продуктами.
Также из результатов опроса следует, что каждый четвертый респондент представляет, что в будущем население планеты будет употреблять блюда, которые напечатаны на 3D-принтере (25%), содержащие в своем составе инновационные сахарозаменители (22%), культивируемые продукты «из пробирки» или полученные в биореакторе (16%) и продукты из водорослей (14%). При этом четверть опрошенных считают, что только ухудшение экологических условий подтолкнет человечество к переходу на новый уровень питания, а 20% опасаются, что таким поводом может стать перенаселение планеты, из-за чего обычных продуктов питания на всех не хватит.
Сейчас мотивацией попробовать «блюда будущего» для каждого четвертого (23%) становится возможность бесплатной дегустации. Пятая часть респондентов (22%) согласилась бы перейти на такие продукты только за материальную компенсацию, а еще 17% таким образом попытались бы побороть свой страх перед новым и неизведанным.
Исполнительный директор «ЭФКО» Сергей Иванов, ранее выступая на страницах портала «Агроинвестор», отмечал, что за первые шесть месяцев 2023 года компания зафиксировала рост спроса на растительные альтернативы примерно на 30%, в первую очередь за счет растительного «молока» – продажи в этой категории увеличились более чем в 1,5 раза. «Мы продолжаем развивать дистрибуцию растительного мяса и молока как в рознице, так и в HoReCa, и рады, что уже больше половины россиян включают растительные продукты в свой рацион», – рассказывал Сергей Иванов.
Однако, по мнению руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, на российском рынке перспективы у направления растительных альтернатив гораздо более скромные, чем об этом принято говорить. «Подтверждение этому мы находим и на полках российских магазинов, где одно время растительные аналоги мяса действительно были представлены, но потом быстро исчезли, потому что кроме тех людей, которые по своим моральным и этическим воззрениям являются потребителями данной продукции, все остальные, попробовав ее, не нашли у нее никаких преимуществ», – комментировал Сергей Юшин.
Вице-премьер Виктория Абрамченко в январе в интервью РИА «Новости» отмечала, что направление «питания будущего» в России будет развиваться, страна способна обеспечить себя продуктами здорового питания и необходимым для них сырьем. Как пример она привела выращивание бобовых и зерновых культур, которые являются источником растительного белка. При этом, по мнению Виктории Абрамченко, из сверчков и личинок насекомых лучше делать корма для рыб, чем кормить ими людей. Она пояснила, что в западных странах сокращается поддержка производителей мяса КРС для снижения выбросов метана, поэтому там ищут ему альтернативу.
Российский рынок растительных альтернатив, по данным Роскачества, в 2022 году оценивался в 11 млрд рублей. Если мировой рынок демонстрирует стабильный рост (по прогнозам BlueWeave Consulting, он вырастет с 10,24 млрд долл. в 2022 году до 22,27 млрд долл. в 2029-м), то российский рынок продолжал активно расти до марта 2022 года. Изменение геополитической ситуации привело к отрицательной динамике развития данного рынка. Так,
по данным NielsenIQ, за 2020 и 2021 годы продажи растительных альтернатив в нашей стране увеличились вдвое. Euromonitor подсчитал, что в 2021 году оборот российского рынка растительных продуктов, альтернативным животным, достигал 10,5 млрд рублей. При этом 55% рынка занимали аналоги молока, около 30% – молочные десерты, 15% – заменители мяса. После событий 2022 года спрос на альтернативную продукцию в России существенно упал, практически нивелировав все достижения 2021 года.
Однако и эксперты, и участники рынка уверены, что российский рынок возвращается к росту. Развитие производства альтернатив продуктам животного происхождения – это общемировой тренд, и в России развитие отрасли продолжается.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты