Ассоциация «Союзкрахмал» провела VIII международную конференцию «ПроКрахмал 2024: тенденции рынка глубокой переработки зерна» в Москве 19 апреля на площадке Торгово-промышленной палаты РФ. На мероприятии обсудили сложившуюся ситуацию и актуальные вопросы индустрии глубокой переработки зерна.
«Отечественная индустрия переработки растительного сырья должна сделать рывок в развитии», – с такими итогами завершилось мероприятие «ПроКрахмал 2024».
Конференция состояла из трех частей: двух тематических сессий и экспертной панели «Клуб директоров», в которой приняли участие руководители ведущих предприятий отрасли. Мероприятие объединило более 70 участников из индустрии глубокой переработки зерна, которые обсудили опыт разных стран в сфере глубокой переработки зерна и обменялись мнениями о перспективах развития индустрии.
Председатель комитета по развитию агропромышленного комплекса ТПП РФ Петр Чекмарев выступил с приветственным словом и заявил, что в последние годы Россия уверенно завоевывает мировой рынок зерна, постоянно наращивая объемы поставок растительного сырья за рубеж. Однако из-за перепроизводства цены на продукцию уже упали ниже себестоимости, создав большие проблемы для сельхозпроизводителей. Поэтому рост производства зерна нужно остановить и сфокусироваться на развитии перерабатывающей промышленности внутри страны. Он подчеркнул, что РФ ежегодно продает 40–60 млн тонн зерна более чем в 100 стран. В то же время мы импортируем огромное количество продукции, которая производится из этого сырья за границей – аминокислоты, витамины, белковые продукты. По словам Чекмарева, сегодня Россия перерабатывает всего 2,5 млн тонн зерна, а должна прийти хотя бы к показателю в 15 млн тонн. Для этого нужно активнее работать с наукой, осваивать новые технологии, а также развивать сотрудничество с иностранными партнерами, создавая совместные предприятия на территории России.
Олег Радин, президент Ассоциации «Союзкрахмал», открывая конференцию, отметил: «Россия обладает всеми необходимыми ресурсами для масштабного развития отрасли глубокой переработки зерна. Со стороны государства также заложены все механизмы поддержки нашей индустрии. И хотя «в моменте» отрасль остается недостаточно инвестиционно привлекательной из-за высокой ключевой ставки, сложной логистики, высоких капексов, длительной окупаемости проектов, интерес со стороны инвесторов нарастает. Мы в начале эволюционного пути развития индустрии и следующее 10-летие будет определяющим для отрасли».
О том, какие вызовы сохранятся в отрасли АПК в ближайшие годы, рассказала вице-президент, руководитель Аналитического департамента «Газпромбанка» Дарья Снитко. Она назвала три главные проблемы, на которых предстоит сфокусироваться государству и бизнесу. Первая – это дефицит на рынке труда. На фоне роста выпуска в экономике Россия испытывает дефицит на рынке труда, в том числе в сельском хозяйстве. Компании решают этот вопрос традиционно с помощью повышения зарплат. Вторая трудность – стоимость денег, которая по прогнозам экспертов, останется высокой в 2024 году. Этот фактор сильно сдерживает инвестиционную активность в отрасли, особенно в индустрии глубокой переработки зерна, которая требует создания новых мощностей. Наконец, третий вызов – подорожание логистики. Сельское хозяйство, как и другие отрасли экономики, проходит процедуру перестройки экспорта с запада на восток (это же относится и к импорту, ведь то же оборудование теперь приходится везти из «дружественных» стран). Использование более длинных маршрутов приводит к серьезному росту логистических затрат предприятий.
Ситуацию на российском зерновом рынке представил гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Он прогнозирует, что выйдут на максимум объемы вывоза пшеницы и ячменя, доля экспорта кукурузы достигнет исторического показателя в 40% от объема производства. «Грандиозные вещи», по словам Дмитрия Рылько, происходят и на рынке гороха. Россия с 2021 года активно расширяет посевные площади под этой культурой – в текущем сезоне они увеличатся до 2,2 млн га. Основные «гороховые регионы», ориентированные на экспорт, – это Ставропольский и Краснодарский края, а также Ростовская область. В настоящее время РФ экспортирует более половины выращиваемого гороха – в основном в Индию и Китай. В этом сезоне прогноз экспорта этой культуры – минимум 2,7 млн тонн, в следующем – порядка 2,8 млн тонн, если будет хороший урожай. Пока ситуация довольно тревожная – на юге возможна засуха. Но одновременно необходимо развивать и внутреннюю переработку этой культуры.
Спонсорами конференции стали компании Myande Group, Grain Improvers и ООО «ЗАВКОМ-ИНЖИНИРИНГ». Дмитрий Арсеньев, представитель компании Myande, поделился со слушателями опытом компании по реализации проектов глубокой переработки зерна. Myande реализовала более 1000 проектов более чем в 80 странах мира, в том числе и в России. Анастасия Сигеева, технологический директор компании Grain Improvers, представила доклад «Как перерабатывать сложное зерно, сохраняя выхода крахмала». Анастасия рассказала о научных разработках компании – ферментных улучшителях зерна, применение которых позволяет нивелировать эффекты от использования сложного и поврежденного зерна в производстве. Ферментные улучшители зерна позволяют сохранять и повышать качество и количество крахмала и глютена.
В этом году на конференции был также новый формат общения с экспертами – «Клуб директоров», в котором приняли участие первые лица ведущих компаний отрасли: Роман Козырев, генеральный директор «Рустарк»; Сергей Мамонтов, учредитель Агрохолдинга «Юбилейный»; Андрей Адамчук, руководитель проектного офиса АО «Донбиотех»; Василий Бызов, директор «ВНИИ крахмала и переработки крахмалсодержащего сырья». Они поделились личным опытом, рассказали, с какими проблемами сейчас сталкивается отрасль и как они их решают на своих предприятиях. Обсудили, чего не хватает индустрии для развития, а также может ли индустрия глубокой переработки зерна повторить опыт развития зерновой отрасли. Эксперты сессии дали прогнозы спикеров о направлениях развития отрасли.
Василий Бызов, директор «ВНИИ крахмала и переработки крахмалсодержащего сырья», рассказал о деятельности института, научных разработках, направлениях работы ученых и взаимодействии с предприятиями. «Наша отрасль развивается очень активно и потребность в кадрах есть, а сейчас ощущается особенно сильно. Мы продолжаем активно взаимодействовать с компаниями индустрии по вопросам кадров. В частности, благодаря тому, что наш институт входит в Ассоциацию «Союзкрахмал», наши сотрудники постоянно участвуют в мероприятиях отрасли», – объяснил Василий Бызов. Среди востребованных направлений научных разработок он отметил производство модифицированных крахмалов, как пищевых, так и индустриальных, инулина, белковой продукции, глюкозы.
Павел Парамонов, руководитель группы стратегического маркетинга компании «Каргилл», сделал анализ работы крахмалопаточной и смежных индустрий в России. Он рассказал, что среднегодовые темпы роста спроса (CAGR) на крахмалы за последние 5 лет выросли на 6,5%. За это время производство крахмалов в России почти удвоилось. Факторами роста в этой сфере являются спрос со стороны растущей гофроиндустрии, нефтедобывающего сектора, увеличение экспорта, развитие производства пищевых модифицированных крахмалов. Также Павел Парамонов отметил, что в производстве паток и сиропов наблюдаются рекордные показатели уже 4 года подряд. Факторами роста для них является продолжающееся увеличение выпуска фруктозных сиропов на фоне дорогого сахара.
О потребностях российского рынка в кормовых аминокислотах и витаминах сделала доклад Любовь Савкина, генеральный директор FEEDLOT. В 2023 году общий импорт кормовых аминокислот в Россию оценивается в 127 тыс. тонн, что на 18% ниже показателя за 2022 года или на 6% выше уровня 2021 года. Общий импорт кормовых витаминов оценивается в 31 тыс. тонн, что на 19% ниже показателя за 2022 год, но соответствует уровню 2021 года. В общей структуре поставок аминокислот в Россию основной объем приходится на треонин – 29%, но его потребление за 4 года снизилось на 6%, при этом спрос на прочие аминокислоты, такие как валин, аргинин, изолейцин, значительно вырос. Общая доля импортного лизина превышает 40%, однако за последние годы сменился формат потребления: снизился спрос на лизин HCL, но вырос на сульфат, чему способствовали поставки БНБК.
О российском рынке растительных протеинов рассказала Софья Мурзина, руководитель проектов исследований рынков пищевого сырья «Центра инвестиционно-промышленного анализа». Она назвала главные факторы, сдерживающие развитие рынка растительных белков в пищевой индустрии: низкая осведомленность и их отрицательная репутация, а также цена на растительный белок в сравнении с животным. Что касается перспектив растительных белков в России, внутренний спрос ограничивает отсутствие программ стимулирования спроса со стороны государства. Что касается внешнего спроса, то не определена новая отраслевая специализация России в мировом масштабе. Стоит отметить отсутствие стратегического понимания развития спроса на экспортных рынках и конкуренцию с Китаем.
Полина Семенова, исполнительный директор Союза производителей пищевых ингредиентов, отметила, что глобальные задачи по обеспечению продовольственной безопасности решены, однако уязвимым звеном являются пищевые ингредиенты. Сейчас в России производится 30 наименований из 349 разрешенных, что не покрывает 3% внутреннего спроса. Для реализации долгосрочной цели в сфере продовольственной безопасности необходимо достижение технологического суверенитета – развитие производства, технологий и компетенций в индустрии ингредиентов.