Аналитические обзоры

Функциональные продукты: тенденции и перспективы

февраль 2015 года

Функциональные продукты питания и напитки на сегодня являются самым быстрорастущим сегментом мировой пищевой отрасли. Темпы роста индустрии здорового питания превосходят темпы развития основной пищевой промышленности.

Мировой рынок продуктов питания и напитков, направленных на улучшение здоровья и общее хорошее самочувствие (health and wellness), в том числе функциональных, продолжает увеличиваться. По данным Euromonitor, 2014 год стал годом возрожденного роста рынка продуктов категории health and wellness. Это свидетельствует о том, что даже в период экономической нестабильности потребитель не забывает о своем здоровье.
В период 2013–2014 годов рост продаж на мировом рынке продуктов health and wellness оценивается аналитиками Euromonitor на уровне 6,5%, объем продаж достиг 774 млрд долл. По прогнозам Euromonitor, основными драйверами роста данного сегмента в ближайшем будущем станут развивающиеся рынки, в период с 2014 по 2019 год эти регионы смогут генерировать 86% новых продаж. Крупнейший рынок продуктов health and wellness – США, в пятерку лидеров входят также Китай, Япония, Бразилия и Великобритания.
В исследовании компании Leatherhead Food Research, посвященном мировому рынку функциональных продуктов, приведены другие значения основных показателей его развития, что связано с более четким определением рассматриваемых продуктов. Согласно определению, к функциональным относятся только продукты и напитки, которые имеют конкретные функциональные свойства, полезные для здоровья, и не относятся другие продукты, например, такие, как энергетические напитки.
По данным Leatherhead, в 2013 году мировой рынок функциональных пищевых продуктов оценивался в 43,27 млрд долл., за четыре года с 2009-го по 2013 год в стоимостном выражении рынок увеличился на 26,7%. Несмотря на это, темпы роста рынка остаются значительно ниже уровня, наблюдавшегося в первые годы тысячелетия. Рынок пострадал во время глобального экономического спада, и из-за переключения потребителей на более дешевые продукты его рост затормозился.

Перспективные продуктовые категории

По мнению экспертов New Nutrition Business, мировой рынок продуктов для здоровья сейчас находится на переломном этапе развития, и в 2015 году продажи некоторых крупных брендов в этом сегменте снизятся. Категории продуктов, состав которых будет соответствовать современным тенденциям питания, будут наиболее востребованы. Это продукты со сбалансированным составом питательных веществ, имеющие пониженное содержание соли, сахара и жира. При этом эксперты прогнозируют возможное создание инновационных прорывных технологий в этих направлениях. В этой сфере ожидаются значительные инвестиции ведущих игроков рынка. Представим некоторые наиболее перспективные категории функциональных продуктов.

«Меньше сахара». В мире неуклонно растет число людей с избыточной массой тела. Среди «лидеров» по избыточному весу – Китай, Индия, США. Важную роль для развития рынка снижения потребления калорий и управления весом играет использование в пищевой промышленности натуральных подсластителей, например, стевии. На мировом рынке использование стевии в производстве продуктов и напитков за последние годы значительно выросло. Согласно прогнозу исследовательской компании Zenith International, у мирового рынка стевии замечательные перспективы, он достигнет 6250 тонн к 2016 году, что эквивалентно 490 млн долл. Среди самых популярных продуктов со стевией продолжают лидировать напитки. Но на рынке также появляются новые продукты с этим натуральным подсластителем – готовые завтраки из злаков, снеки, мороженое, кондитерские изделия, а также джемы и желе.

«Хорошие углеводы». Потребители все больше предпочитают продукты, содержащие значительное количество сложных углеводов с низким гликемическим индексом, которые медленно усваиваются и могут быть источником энергии в течение длительного периода времени. Эта тенденция позитивно влияет на продажи продуктов на основе злаков. Например, мире растут продажи продуктов из овса, из так называемых древних злаков, из проросшего зерна.

Маркировка «Не содержит». Еще одно перспективное интересное направление развития рынка – расширение выпуска продуктов, не содержащих определенных ингредиентов в своем составе. Сегодня увеличивается спрос на такие продукты, на упаковках которых значатся слова с предлогом «без», например, «без глютена» или «без лактозы». В 2014 году категория таких товаров имела большой успех на рынке. По мнению экспертов Leatherhead Food Research, в этом сегменте ожидается рост активности больших брендов, а продукты выйдут за рамки просто «не содержащих» и начнут соревноваться в рамках своих категорий.
По данным Packaged Facts, ожидаемый объем рынка безглютеновых продуктов к 2017 году достигнет 6,6 млрд долл. Рынок США – крупнейший в мире для продуктов без глютена. Сегодня почти 30% американцев, согласно данным NPD Group, стараются не потреблять продукты, содержащие глютен. Мировой поставщик ингредиентов для продуктов без глютена – компания National Starch Food Innovation в своем докладе приводит прогноз компании Euromonitor International, что объем рынка продуктов без глютена в Германии вырастет с 2010 по 2015 год на 40%.

«Меньше жира». Спрос на продукты с пониженным содержанием жира остается на высоком уровне. Хотя последние научные исследования показывают, что не всякий жир наносит вред нашему организму, изменение в поведении потребителя происходит очень медленно. Ученые опровергают негативное воздействие молочных жиров и раскрывают все больше положительных эффектов от потребления молочных продуктов. Продажи на молочном рынке будут расти.

«Высокобелковые продукты». Ведущие эксперты рынка прогнозируют дальнейший рост популярности продуктов, содержащих большое количество протеинов. Повышенный спрос на высокобелковые виды сырья и ингредиентов будет способствовать росту продаж данной продукции.

Сегмент функциональных продуктов, содержащих специализированные ингредиенты, добавляющие в продукт свойства, полезные для здоровья, продолжает расти. Прежде всего развиваются такие направления сегмента, как здоровье пищеварительной системы, поддержка иммунитета, здоровье сердца, контроль массы тела, красота изнутри, здоровье мозга и улучшение когнитивных функций, здоровье костей и суставов, кожи и глаз. По данным исследования компании Leatherhead, на мировом рынке функциональных продуктов сегмент продуктов здоровье сердца в 2013 году составил 13,75 млрд долл., продуктов, укрепляющих иммунитет, – не менее 1 млрд долл.
Здоровье пищеварительной системы – один из наиболее активно растущих секторов. Сегмент продуктов, улучшающих здоровье пищеварительного тракта, в 2013 году оценивался аналитиками Leatherhead в 16 млрд долл. Наиболее быстро растущий сегмент на этом рыке – пробиотические продукты.

«Пробиотические продукты» – крупнейший сегмент молочного рынка. Спрос на пробиотические молочные изделия, по прогнозу, достигнет 32,2 млрд долл. (24,1 млрд евро) в 2018 году. Помимо молочных, на рынке все больше выпускается продуктов с пробиотиками в других категориях, например, достаточно успешно продается мороженое, сыр, масло, конфеты и хлебобулочные изделия, обогащенные пробиотиками. Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион являются доминирующими регионами на рынке пробиотических продуктов. Североамериканские потребители также оценили эти продукты, и этот рынок будет расти в США хорошими темпами.

«Продукты с пребиотиками». Мировой рынок пребиотиков (неперевариваемых пищевых ингредиентов, которые способствуют росту полезных микроорганизмов в кишечнике) растет очень активно, многие компании – ведущие игроки рынка пользуются такой положительной динамикой и успешно работая, получают хорошую прибыль. Global Industry Analysts прогнозирует, что мировые продажи продуктов, содержащих пребиотики, к 2018 году вырастут до 5 млрд долл.

«Красота изнутри». Популярность продуктов категории «красота изнутри» увеличивается во всем мире, потребители все чаще дополняют использование наружных косметических средств приемом внутрь продуктов, способствующих поддержанию красоты или улучшению внешнего вида. По прогнозу Euromonitor International, глобальные продажи продуктов категории «красота изнутри» достигнут 5 млрд долл. в 2015 году. В настоящее время быстрее всего сегменты таких продуктов нутрикосметики растут на рынках Японии и Китая, объем которых оценивается в более чем 3 млн долл. Европейский рынок таких продуктов увеличивается с меньшей интенсивностью. Это подтверждается исследованием компании Mintel, которое показало, что уровень введения на рынок новых продуктов категории «красота изнутри» в Европе достиг своего пика в 2009 году – почти 40 запусков. В дальнейшем этот показатель стал уменьшаться, в 2012 году было выведено на рынок всего 18 новых продуктов этой категории.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2025 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты